Автор Тема: Воспитание детей  (Прочитано 14091 раз)

Оффлайн Vladimir

  • Full
  • ****
  • Сообщений: 6838
  • Репутация: +1/-0
    • http://
    • Личное сообщение (Оффлайн)
Воспитание детей
« : Апреля 10, 2008, 11:54:16 »
Из книги священника Павла Гумерова «Малая Церковь», изданной Сретенским монастырем в 2008 г.

+ + +

На встрече выпускников семинарии один мой одноклассник, а ныне настоятель нескольких храмов, благочинный, встал и сказал: "Для меня служение Церкви и служение семье стоит на одном месте». Не совсем обычно было слышать это от благочинного, который по долгу службы отвечает за несколько приходов, строит храмы, окормляет множество людей. Но потом я подумал и понял, что он прав. Если у священника неблагополучно в семье, ему очень сложно делать Божие дело. Святой апостол Павел пишет: Если же кто о своих и особенно домашних не печется, тот отрекся от веры и хуже неверного (1 Тим 5, 8). Вот так жестко. Не пишет, например: "Кто плохо молится и не радеет о своем деле», а кто о своих домашних не печется. И даже священник, совершая служение, выше которого нет ничего в мире, служа литургию и устрояя Церковь Божию, не может забывать о своем доме, семье. Жена, семья даются батюшке один раз в жизни. Он не может жениться вторично, и он особенно должен беречь свою матушку и помогать ей. Свято место пусто не бывает, на любой, даже самый ответственный пост можно найти замену, придут другие люди, но детям отца, а жене мужа никто не заменит.

В современном мире, где осталось так мало любви, семья — тихая пристань, спасительный оазис, куда человек должен стремиться ото всех бурь и забот. Заповедь о любви к Богу и ближним воплощается в первую очередь в семье. Кого же еще любить, как не самых близких для нас людей — детей, родных? Любя их, научаемся любви к Богу. Ибо как можно полюбить Того, Кого не видел, не возлюбив тех, с кем живешь?

Нас часто несет совершать какие-то подвиги, кому-то помогать, спасать, — а спросит с нас Господь в первую очередь о том, как мы заботились о своей семье, вверенных нам детях, как воспитали их.

Немного на этом остановимся. Кто они, наши дети? Продолжение нас? Наша собственность? Или, того хуже, материал для реализации тех проектов и амбиций, которые не удалось воплотить в своей жизни нам? Детей дает Бог. Они — чада Божии и только потом — наши. И Бог дает их нам на время, чтобы спросить за них. Когда мы это поймем, то не будем питать ложных иллюзий и скорбеть от обиды на них. Мол, потратили на детей всю жизнь, силы, а получили вовсе не то, что хотели.

Родители в большинстве случаев любят детей больше, чем дети родителей. И ожидание огромной детской любви — самый настоящий эгоизм. Начнем с того, что нормальный отец, нормальная мать заводят детей для самих себя, в тот момент они вовсе не думают, что их кто-то будет за это благодарить. Мотивы, по которым люди рожают детей: 1) любовь к детям; 2) чтобы иметь опору в старости. И вряд ли кто-то думает при этом, что облагодетельствовал свое будущее чадо или улучшил демографическую ситуацию в стране. Дети не просили их рожать, мы это делаем для себя. Те, кто любит детей, знают, что они могут нам дать гораздо больше радости, счастья, чем мы им. Тяжкий крест — не иметь чад. Это мы должны быть им благодарны, что они у нас есть.

Горько бывает выслушивать жалобы родителей на детей, на которых они якобы потратили лучшие годы жизни, кучу денег и душевных сил и которые отплатили им черной неблагодарностью. Не надо уподобляться Рокфеллеру, который выставил счет своим уже взрослым детям за все те годы, когда он их поил и кормил. Нужно сожалеть не о потерянных годах и средствах, а о том, что не смогли воспитать детей достойной опорой своих родителей, не смогли завоевать их любовь.

И поэтому главная задача родителей не в том, чтобы дать ребенку лучшую одежду, еду и игрушки, а чтобы образовать его. То есть взрастить в нем образ Божий, спасти его душу, а остальное приложится.

О школьном образовании я знаю не понаслышке, так как довольно долго преподавал и в воскресной школе, и в самом обычном профтехучилище. И с болью вижу, что с каждым годом ситуация с детьми становится все хуже. Да и как может быть иначе, когда детьми никто не занимается: ни родители, ни школа. Раньше хотя бы были воспитательные программы, кружки, секции. Сейчас их почти нет.

Зато в школах вводятся уроки сексуального просвещения. Остается телевизор и компьютер. Ребенок включает телевизор и видит, например, фильм Федора Бондарчука "9-я рота», где речь постоянно сдабривается матом и показана сцена группового секса. Говорят, один "афганец» в гневе сломал диск с этим фильмом, сказав, что это неправда и клевета на афганскую войну, это даже историческая неправда, 9-я рота не погибла, как показано в картине. В фильме "Антикиллер» главный герой, "рыцарь без страха и упрека», курит травку. И таких примеров можно привести множество, ведь у нас даже министр культуры Швыдкой призывал объявить мат нашим национальным достоянием. По TV постоянно транслируются фильмы, которые еще несколько лет назад подпадали под статью "Изготовление и показ порнографии». К этому нужно добавить детские (!) эротические журналы, уроки полового просвещения в школе и многое другое. По тому же TV постоянно идет явная и скрытая реклама алкоголя и табака, а во многих фильмах — даже наркотиков. Наркотики стали весьма доступны, а пиво вообще продается по цене минеральной воды. Когда я учился в школе, мы знали только одного наркомана из нашей школы, сейчас эта беда захлестнула все учебные заведения.

Для чего я все это рассказываю? Не для того, чтобы кого-то запугать. Я думаю, все и так об этих проблемах знают. Важно понять другое: сейчас не то время, когда росли и воспитывались мы, не говоря уже о старшем поколении. И без веры в Бога, без христианских нравственных заповедей, без православной культуры мы детей не воспитаем. Еще лет 17-20 назад можно было опираться в воспитании на общечеловеческие ценности, сегодня — нет. Время потеряно. Христианское, православное воспитание дает ребенку прививку, духовный иммунитет против всего того зла, которое усиливается с каждым днем. И борьба за душу ребенка идет не только через культ доллара, секса и материальных ценностей. Мы живем в стране победившего оккультизма и сатанизма. Чтобы понять это, достаточно полистать любую газету с объявлениями о колдовских услугах и подойти к любому книжному лотку.

Этот род (бесовский) победить материальными средствами невозможно. Вот для чего нужна вера. Если ребенок узнает, "что такое хорошо и что такое плохо» не по Маяковскому, а по Закону Божьему, если получит в своей жизни стержень веры в Бога, если узнает, что за все наши дела мы дадим ответ не только за гробом, но и в этой жизни, он сможет противостать миру и его злу. У Высоцкого есть слова: "Если путь прорубая отцовским мечом, ты соленые слезы на ус намотал, если в жарком бою испытал, что почем, значит, нужные книги ты в детстве читал». И наша задача дать детям эти книги, то есть воспитание.

Кстати, о книгах. Очень важно привить ребенку с детства любовь к чтению, вкус к хорошей литературе. Делать это нужно как можно раньше, не ленясь читать детям вслух. Если малыш привыкнет к хорошим, настоящим книгам, у него не будет желания читать плохие. Сейчас время компьютеров, DVD и мобильных телефонов, и молодежь читает очень мало. Но научиться пользоваться компьютером можно очень быстро, а вот научиться читать книги, не имея с детства такой привычки, очень сложно. То же можно сказать и про качественные, хорошие фильмы и мультфильмы. Воспитав вкус ребенка в этой области, мы убережем его глаза и уши (а главное, душу) от похабных, бездарных поделок. Он, скорее всего, сам не сможет их смотреть. Покупая для детей диски, я с удивлением узнал, какое у нас огромное количество замечательных отечественных фильмов и мультфильмов для детей. И конечно, они не идут ни в какое сравнение с западной продукцией. А теперь перейдем к нашей основной теме: воспитанию детей в семье.

Может быть, скажу банальную вещь, но воспитание ребенка нужно начинать с работы над собой. Есть известные пословицы: "С осины не собирают апельсины» и "Яблоко от яблони недалеко падает». Какими бы мы хотели видеть своих детей в будущем, такими мы должны быть сейчас, когда наши дети живут и общаются с нами. Учить надо примером жизни. Если отец разглагольствует о вреде алкоголя и табака, затягиваясь сигаретой и прихлебывая пиво, даст ли это какой-либо результат?

Однажды я наблюдал очень неприятную сцену. Две молодые мамаши стояли на улице и разговаривали. В двух шагах играли их маленькие дети (не более четырех лет). И вот из уст этих женщин через каждое второе слово вылетала самая чудовищная матерная брань. Такой ругани я не слышал от матерых слесарей и бывших зэков. Кто вырастет из детей этих мамаш? Нетрудно догадаться. Такие же любители сквернословить. А где мат, там обязательно и другие пороки. Когда я был подростком, почти невозможно было встретить женщину, дымящую на улице. Сейчас курят даже молодые мамы, толкающие коляску, даже на детской площадке. Притом часто люди делают это не злонамеренно, просто они совершенно потеряли способность различать "хорошее» и "плохое». Они настолько свыклись с выпивкой, курением, сквернословием, что считают все это нормой жизни. Однажды мы с женой и детьми пришли на детскую площадку. Кроме нас там было несколько старушек на скамейках да мужчина и женщина, которые сидели прямо на досках песочницы. Мужчина курил. Я подошел к нему и попросил уйти, так как здесь детская площадка, гуляют дети. Как ни странно, он совершенно нормально воспринял мой призыв, извинился, погасил сигарету и ушел. Я думаю, он просто не задумывался, что его курение кому-то неприятно или вредит.

Приведу пример, как за неблагочестивую жизнь родителям посылаются вразумления и как Господь показывает им, сколь большой вред они наносят своим чадам.

Архимандрит Троице-Сергиевой лавры Кронид (Любимов) рассказывал про случай, который приключился с его земляком, крестьянином деревни Кетилово Волоколамского уезда. Звали его Яков Иванович. Он имел сына Василия восьми лет. С некоторых пор у него начались припадки невыносимого сквернословия, которые сопровождались хулой на святыню. Лицо его делалось при этом черным и страшным. Отец пытался наказывать его, бросал в подвал, но мальчик и оттуда продолжал сквернословить. Отец отрока поведал, что сам он трезвый не ругается, а как выпьет — первый сквернослов на улице и ругается при детях. Он сам сознавал, что виноват в одержимости сына. Архимандрит Кронид посоветовал крестьянину слезно каяться в грехах и молиться преподобному Сергию об исцелении сына. Приехав через год в лавру, крестьянин рассказал, что сын вскоре заболел, начал таять как свеча. В течение двух месяцев он болел и был необыкновенно кроток и смирен сердцем. Никто не слышал от него скверного слова. За два дня до смерти он исповедовался и причастился и, попрощавшись со всеми, умер. Потрясенный отец бросил пить и никогда более не произносил бранных слов.

Этот случай показывает, какую ответственность мы несем за каждый наш поступок и слово, произнесенное в присутствии детей. О том, что ждет того, кто соблазнит единого от малых сих, мы хорошо знаем из Евангелия.

Главным воспитательным фактором является атмосфера, царящая в семье. То, что ребенок видит и получает в семье, в детстве, на 80% формирует его характер.

Сейчас появилась теория о том, что не существует плохой наследственности от родителей алкоголиков и наркоманов. Просто подростки, находясь в среде, где пьют и употребляют наркотики, сами перенимают эти пороки.

Я не медик, мне сложно судить о правильности этой гипотезы, но скажу одно: ребенок не имеет грехов, грехи совершают взрослые. Известны многие примеры, когда дети из семей алкоголиков воспитывались в благополучных семьях и вырастали совершенно нормальными людьми. Наследственность была преодолена любовью и заботой.

То же можно сказать и о других грехах. Например, отец подвержен гневу, часто кричит на жену. Сын вырастает точно таким же. И все говорят, что он весь в отца. На самом деле он действительно унаследовал от родителя импульсивный, эмоциональный характер, но вот образец для подражания он взял уже сам от своего папы. Дети наследуют от нас свойства характера и темперамента, но как они их применят и разовьют, зависит от нашего поведения и от того, как мы их воспитываем. Бережливость может стать рачительностью, а может — скупостью. Твердость может развиться в упорство, а может превратиться в упрямство, самодурство. Поэтому важно разглядеть особенности характера чада еще в младенчестве и дать им правильное развитие, а не стремиться любой ценой переделать их или навязать что-то, ребенку совсем не свойственное. То же можно сказать и о способностях. Если у подростка талант художника, а из него хотят любой ценой сделать математика только потому, что папа у него профессор мехмата, можно очень сильно повредить любимому чаду.

Очень влияет на состояние детей то, какие отношения между супругами. Ведь семья — это единый организм, и дети неотделимы от нас. Психолог Максим Бондаренко приводит такой пример: "Отец приходит на консультацию с сыном. Заявляется проблема плохой успеваемости сына в школе, его нежелание учиться. По ходу беседы выясняется, что отец постоянно ругается с матерью, так как ревнует ее. Казалось бы, какое это имеет отношение к учебе сына? Оказывается, прямое. Поскольку он боится развода родителей, то часть конфликтной энергии в семье неосознанно оттягивает на себя. Для этого ему и “пришлось стать” плохим учеником. В результате родители часть своей агрессии, адресованной друг другу, направляют на сына, который таким образом неосознанно “спасает” семью от развала. Вот и получается, что отец и мать занимаются его “воспитанием” вместо того, чтобы решить проблему собственных отношений». "Когда семья вместе — тогда душа на месте», — говорит народная мудрость.

Если родители хотят воспитать хороших детей, они должны разобраться сами с собой, достичь хороших взаимоотношений. Тогда и детей воспитывать будет легче. Беда современных родителей — недостаток свободного времени, в этом цейтноте очень мало часов остается на детей, особенно у отцов. И это объяснимо, время тяжелое, нужно зарабатывать деньги. Но все же выкроите время и поиграйте, позанимайтесь с детьми. И они вас за это отблагодарят, даже тем, что вы станете ближе друг другу.

Один папа рассказывал: "Мне раньше казалось непозволительной роскошью пойти с детьми в зоопарк, на природу или на цирковое представление. Я не считал себя настолько свободным человеком, чтобы тратить время на такие пустяки. Лучше помолиться, почитать Евангелие. Но Бог разбил и полностью изменил мои представления о духовной жизни. Я понял, что моя отцовская духовность состоит в том, чтобы уделять моим детям все свое свободное время. Никакая духовность не оправдает необходимости воспитания собственных детей. И теперь мы ходим в зоопарк, вместе играем и гуляем в лесу».

Роль отца особенно важна в воспитании мальчиков. То, как вы играли с детьми в футбол, ходили в поход, совершали паломничества, что-то вместе мастерили, запомнится на всю жизнь. Воспоминания детства — самые светлые, яркие, они светят нам как звездочки всю нашу жизнь.

Многие папы, чувствуя вину перед детьми из-за недостатка общения, задаривают чад дорогими вещами, игрушками, но зачастую детям это совсем не нужно. Для них было бы гораздо ценнее, если бы папа сделал что-нибудь вместе с ними, починил машину или научил пилить и забивать гвозди. Мы часто жалуемся на дурное влияние улицы, школы. А сами-то много ли времени проводим с детьми, влияем на них, интересуемся, чем они живут, какие фильмы и песни их волнуют? Родители должны быть первыми друзьями своих детей, сохраняя, конечно, субординацию, избегая панибратства.

Нужно ли хвалить детей? Я считаю, что нужно. Семья, папа и мама, для ребенка — целый мир. Он что-то сделал, но еще не может объективно оценить свой успех, не имеет жизненного опыта. Взрослый человек может получить оценку своего труда на работе, от друзей, родных, а ребенок — только от родителей. И похвала, даже за маленький успех, имеет огромное значение для дальнейшего творческого роста.

И напротив, дети, которым родители твердят: "Ты у меня глупый, неумеха, толстый», "Ничего хорошего из тебя не выйдет», — вырастают глупыми, неумелыми, неудачниками. Если ребенка, даже действительно больного, постоянно опекать, оберегать от всего, он всю жизнь будет считать себя больным, ущербным. Возникает так называемый комплекс неполноценности.

А теперь поговорим о таком важном разделе воспитания, как наказание детей. Священное Писание и опыт Церкви не отрицают необходимости строгого наказания чад. Кто жалеет розги своей, тот ненавидит сына; а кто любит, тот с детства наказывает его (Притч 13, 25). Розга и обличение дают мудрость; но отрок, оставленный в небрежении, делает стыд своей матери (Притч 29, 15). Но тут есть одно "но»: любое наказание в гневе, раздражении не принесет пользы. ...Солнце да не зайдет во гневе вашем (Еф 4, 26). Родители, срывающие злобу, выпускающие пар, наказывают не детей, а себя. Наказание (особенно телесное) должно преследовать одну цель — пользу для ребенка, воспитывать надо с любовью, спокойно и без крика. Возраст, когда можно шлепать ребенка, должен быть не очень ранним (малыш даже не поймет, за что его били) и не поздним (нанесем травму и обиду подростку). Если соблюсти эту меру, после пяти лет наказывать телесно уже не придется, достаточно строгого напоминания о порке.

Рассказывают, что к Макаренко пришла мать и просила посоветовать, как воспитывать непослушного сына. Известный педагог спросил, сколько ему лет, мама сказала, что шестнадцать. Тогда Макаренко ответил: "Вы опоздали на шестнадцать лет». Чтобы не опоздать, начинать надо с первых дней, а еще лучше с беременности. И начинать воспитание нужно с себя. Недавно слышал рассказ врача-гинеколога. Она рассказывала о том, что родовые воды матерей, которые не курили во время беременности, чистые и светлые, а у курящих мамаш коричневые и с устойчивым запахом табака. Человек становится курильщиком и алкоголиком еще в утробе матери.

Но продолжим о наказаниях. В Священном Писании есть такая фраза: Отцы, не раздражайте детей ваших, но воспитывайте их в наставлении Господнем (Еф 6, 4). В воспитании нужно избегать раздражения и пустопорожних слов. Наставление должно быть конкретным и по делу. Например, ребенок нечаянно разбил вазу. Грозный отец пристает к нему с бессмысленным вопросом: "Ты зачем разбил вазу?» — "Я не хотел...» — "Нет, признавайся, зачем разбил вазу?» Раздражение ребенка нарастает, потому что он не знает, что отвечать. Ярость отца тоже усиливается. Терпение ребенка может лопнуть. Однажды отец вполне может услышать: "Папа, ты что, дурак?» Что ж, каков вопрос — таков и ответ.

Частая ошибка — делать замечания на каждом шагу, превращать их в разменную монету. И ребенок скоро начинает воспринимать их как бессмысленный, ничего не значащий фон.

Настало время поговорить о главном. О христианском воспитании детей. Существует расхожее мнение, что ребенку не стоит навязывать религиозное воспитание: мол, вырастет — сам выберет веру, придет к Богу. Ничему не учить и вообще не воспитывать так же безумно, как не читать ребенку никаких книг: вырастут — сами выберут, что читать. Ведь мы же пытаемся привить ребенку то, что сами считаем хорошим, правильным, и не задумываемся над тем, что у кого-то другая шкала ценностей.

Второй момент: дети лишены жизненного опыта, не могут еще сами выбрать, что хорошо и что плохо. Вопроса, воспитывать в вере или нет, для верующего человека не существует. Вера для нас — смысл жизни, и неужели мы не хотим передать детям то, что является для нас святыней?

Недавно мы с одним диаконом, моим другом, рассуждали за чашкой чая, нужно ли заставлять детей молиться, ходить в храм. И каждый из нас приводил много примеров "за» и "против». Как ребенка с детства заставляли молиться, а потом он ушел из Церкви, и, наоборот, как люди, воспитанные с детства в вере, становились благочестивыми священнослужителями. Мне кажется, самое главное — не только ставить ребенка на молитву и водить к причастию, но и самим жить молитвой и службой. Ребенок не терпит фальши, формализма. Если для родителей молитва — часть их жизни, души и они смогли показать это детям, то ребенок, несмотря на внешнее противление, сам потом не сможет жить без Бога. Бывали случаи, когда подростки отходили от Церкви, но потом возвращались, вспоминая родительские наставления. Главное — все, что мы делаем в семье, делать с одним чувством — любовью к детям и близким. Стремясь воцерковить детей, нужно не перегнуть палку. Вряд ли малыш выстоит всенощную или литургию полностью, сможет прочесть все правило к причастию. В храме ребенку не должно быть тягостно и скучно. Можно прийти не к началу, объяснить ребенку заранее, что будет на службе, спеть с ним тропарь праздника. Мы сами ленимся почитать чаду Евангелие с картинками, рассказать про праздники, а потом жалуемся, что дети не хотят идти в храм. Ребенок — это человек-привычка. Он привыкает кушать, ложиться и вставать по режиму, ходить в кружки, потом в школу. И поход в церковь тоже должен стать такой благой привычкой. Регулярные занятия очень дисциплинируют, это пригодится во всех случаях жизни. И не нужно смущаться, что у ребенка нет пламенного горения во время молитвы. Дети очень любопытны, они ждут наших объяснений. А мы часто ограничиваемся: "Пошли за мной, потому что так надо». Так ребенок даже на прогулку не пойдет, не то что в храм. Очень хорошо объяснить малышу, где какая икона в церкви и что на ней нарисовано, во что одеты батюшки, алтарники, выучить с ним "Верую», "Отче наш», чтобы он пел с народом. Но учить, конечно, не зубря. У меня ребенок знал эти молитвы уже в три года. Просто мама читала их утром, перед сном, перед едой. Ведь есть же выражение: "знать, как “Отче наш”».

В связи с этим хотелось бы затронуть еще одну тему: трудовое воспитание.

Дети привыкли играть. И играют они не только в машинки и куклы. Для наших детей самыми любимыми игрушками были кастрюли, крышки, какие-то совсем взрослые вещи. Это нужно использовать. Дети с удивительной радостью участвуют в совместном приготовлении пищи, трут овощи на терке, размешивают салаты, моют посуду. Еще бы! Ведь обычно им этого не дают. Это вам не детский мобильный телефон или надоевшая машина. Собирать разбросанные игрушки можно, привозя их на детском грузовике. А с каким удовольствием дети помогают сажать зелень или забивают гвозди! Если вы что-то умеете (шить, рисовать, мастерить), самыми любимыми и интересными игрушками будут те, которые вы сделали вместе с детьми. Занятия с малышами доставляют родителям не меньшую радость, чем детям. Мой ребенок просто визжал от радости, когда я взял его с собой в лес. Я пилил сухие деревья, а он таскал сучья к машине. Сложно сказать, кто из нас получил большее удовольствие.

В рамках нашей темы есть пункт о воспитании детей в семье, а не в детских учреждениях.

Конечно, воспитывать ребенка должна семья, никто детям не заменит отца и матери. Однако сказать, что детей ни в коем случае нельзя отдавать в детский сад, я не могу. Бывают ситуации, когда мать растит ребенка без отца, вынуждена работать или учиться, кормить семью. Сейчас у многих семей весьма затруднительное материальное положение, оба родителя работают, чтобы обеспечить семью. Да мало ли какие бывают ситуации. Конечно, детсад — скорее, терпимое зло. В нем есть ряд серьезных минусов. Ребенок еще очень мал, чтобы знать, что хорошо, а что дурно. Дети приносят из сада плохие слова, игры, замашки. Часто воспитатели плохо следят за подопечными, а то и обижают их. Малыши в саду чаще болеют. Ребенок отучается молиться перед едой, перед сном, в саду этого не делают. Все-таки в школьном возрасте ребенок более крепок душевно и телесно, уже имеет свое мнение. Так что, если есть возможность, воспитывайте детей в семье. Если мать не ленится, ребенок в семье разовьется гораздо быстрее, чем в детсаду. А родительская ласка и тепло — само по себе воспитание.

Если в семье не один ребенок, проблем с общением тоже не будет. Актриса Анна Михалкова в интервью журналу "Фома» говорит: "Боюсь, множество людей вообще не задумываются о воспитании детей. Сколько семей, где вопрос о том, как воспитывать детей, попросту не ставится... Скинули в детский сад, пошли работать. Потом забрали из сада, помыли, покормили, уложили спать. Многих ситуация заставляет жить по инерции».

Кратко остановимся на теме многодетности. Сколько иметь детей? Вот мнение психолога Т. Шишовой: "У единственного ребенка в семье гораздо больше шансов вырасти эгоистом, а такие люди повышенно ревнивы. Им хочется, чтобы весь мир вращался вокруг них... Подчас женщина даже по телефону спокойно поговорить не может: ребенок тут же начинает ныть, выкрутасничать, требовать, чтобы она положила трубку. Единственным детям труднее приходится в коллективе, дети же из многодетных семей очень рано получают навыки общения. Причем общение с детьми другого возраста дает им дополнительные преимущества: опекая младших, они учатся самостоятельности, обретают уверенность в своих силах. Имея рядом старшего брата или сестру, малыш чувствует себя более защищенным. Подражая старшим братьям и сестрам, малыши гораздо быстрее обучаются и развиваются. Многие многодетные мамы рассказывают, что они учили чтению и счету только первенцев. Далее дети учились по эстафете — от старших к младшим».

Я сам счастлив, что вырос в семье, где было трое детей. Чего-чего, а избалованности во мне нет.

Главной причиной, по которой люди не хотят иметь много детей, является причина экономическая. То есть им кажется, что они не смогут прокормить большую семью. Хотя, конечно, есть и другие факторы. Могу совершенно точно сказать: если человек хочет иметь много детей, Господь ему обязательно поможет. И примеров тому тьма. Приведу лишь один. Мой знакомый алтарник жил со своей женой, мамой и тремя детьми в очень маленькой двухкомнатной квартирке. Даже ванна там была сидячая. И вот они решаются родить четвертого. И что ж? Их дом (который не должны были ломать, он был девятиэтажным и кирпичным) признают аварийным, и им дают сразу три квартиры в новом доме. Одну трехкомнатную и две однокомнатные. Одну из однушек они сдают, что является большим подспорьем.

В завершение приведу слова императрицы Александры Федоровны, которая сама являлась образцом матери и жены: "Родители должны быть такими, какими они хотят видеть своих детей, — не на словах, а на деле. Они должны учить своих детей примером своей жизни».

Источник: www.polemics.ru
« Последнее редактирование: Апреля 10, 2008, 14:12:10 от john »

Оффлайн Vladimir

  • Full
  • ****
  • Сообщений: 6838
  • Репутация: +1/-0
    • http://
    • Личное сообщение (Оффлайн)
Воспитание детей
« Ответ #1 : Ноября 07, 2009, 00:53:44 »
Алексей Иванович Пантелеев. Честное слово
    Мне очень жаль,  что я не могу вам сказать,  как зовут этого маленького человека,  и где он живет, и кто его папа и мама. В потемках я даже не успел как  следует разглядеть его  лицо.  Я только помню,  что  нос у  него был в веснушках и  что штанишки у него были коротенькие и держались не на ремешке, а  на  таких  лямочках,  которые перекидываются через плечи и застегиваются где-то на животе. Как-то летом я  зашел в  садик,  -  я  не знаю,  как он называется,  на Васильевском острове,  около белой церкви.  Была у  меня с  собой интересная книга, я засиделся, зачитался и не заметил, как наступил вечер. Когда в  глазах у  меня  зарябило и  читать стало совсем трудно,  я  за хлопнул книгу, поднялся и пошел к выходу. Сад уже опустел,  на  улицах мелькали огоньки,  и где-то  за деревьями звенел колокольчик сторожа. Я боялся,  что сад закроется,  и шел очень быстро. Вдруг я остановился. Мне послышалось, что где-то в стороне, за кустами, кто-то плачет.
     Я  свернул на боковую дорожку -  там белел в темноте небольшой каменный домик,  какие бывают во всех городских садах; какая-то будка или сторожка. А около  ее  стены  стоял маленький мальчик лет  семи  или  восьми и,  опустив голову, громко и безутешно плакал. Я подошел и окликнул его:
     - Эй, что с тобой, мальчик?
     Он сразу, как по команде, перестал плакать, поднял голому, посмотрел на меня и сказал:
     - Ничего.
     - Как это ничего? Тебя кто обидел?
     - Никто.
     - Так чего ж ты плачешь?
     Ему  еще  трудно было говорить,  он  еще  не  проглотил всех слез,  еще всхлипывал, икал, шмыгал носом.
     - Давай  пошли,  -  сказал  я  ему.  -  Смотри,  уже  поздно,  уже  сад закрывается.
     И  я хотел взять мальчика за руку.  Но мальчик поспешно отдернул руку и сказал:
     - Не могу.
     - Что не можешь?
     - Идти не могу.
     - Как? Почему? Что с тобой?
     - Ничего, - сказал мальчик.
     - Ты что - нездоров?
     - Нет, - сказал он, - здоров.
     - Так почему ж ты идти не можешь?
     - Я - часовой, - сказал он.
     - Как часовой? Какой часовой?
     - Ну, что вы - не понимаете? Мы играем.
     - Да с кем же ты играешь?
     Мальчик помолчал, вздохнул и сказал:
     - Не знаю.
     Тут я,  признаться, подумал, что, наверно, мальчик все-таки болен и что у него голова не в порядке.
     - Послушай,  - сказал я ему. - Что ты говоришь? Как же это так? Играешь и не знаешь - с кем?
     - Да,  - сказал мальчик. - Не знаю. Я на скамейке сидел, а тут какие-то большие ребята  подходят и  говорят:  "Хочешь играть  в  войну?"  Я  говорю:
"Хочу".  Стали играть, мне говорят: "Ты сержант". Один большой мальчик... он маршал был...  он привел меня сюда и говорит: "Тут у нас пороховой склад - в этой будке.  А  ты будешь часовой...  Стой здесь,  пока я тебя не сменю".  Я говорю: "Хорошо". А он говорит: "Дай честное слово, что не уйдешь".
     - Ну?
     - Ну, я и сказал: "Честное слово - не уйду".
     - Ну и что?
     - Ну и вот. Стою-стою, а они не идут.
     - Так, - улыбнулся я. - А давно они тебя сюда поставили?
     - Еще светло было.
     - Так где же они?
     Мальчик опять тяжело вздохнул и сказал:
     - Я думаю, - они ушли.
     - Как ушли?
     - Забыли.
     - Так чего ж ты тогда стоишь?
     - Я честное слово сказал...
     Я  уже хотел засмеяться,  но потом спохватился и подумал,  что смешного тут ничего нет и  что мальчик совершенно прав.  Если дал честное слово,  так надо стоять,  что бы ни случилось - хоть лопни. А игра это или не игра - все равно.
     - Вот так история получилась!  -  сказал я  ему.  -  Что же  ты  будешь делать?
     - Не знаю, - сказал мальчик и опять заплакал.
     Мне очень хотелось ему как-нибудь помочь.  Но что я  мог сделать?  Идти искать этих глупых мальчишек,  которые поставили его на караул взяли с  него честное слово,  а  сами убежали домой?  Да  где ж  их  сейчас найдешь,  этих мальчишек?.. Они уже небось поужинали и спать легли, и десятые сны видят. А человек на часах стоит. В темноте. И голодный небось...
     - Ты, наверно, есть хочешь? - спросил я у него.
     - Да, - сказал он, - хочу.
     - Ну, вот что, - сказал я, подумав. - Ты беги домой, поужинай, а я пока за тебя постою тут.
     - Да, - сказал мальчик. - А это можно разве?
     - Почему же нельзя?
     - Вы же не военный.
     Я почесал затылок и сказал:
     - Правильно. Ничего не выйдет. Я даже не могу тебя снять с караула. Это может сделать только военный, только начальник... И тут мне вдруг в голову пришла счастливая мысль.  Я подумал,  что если освободить мальчика от  честного слова,  снять  его  с  караула может только военный, так в чем же дело? Надо, значит, идти искать военного. Я ничего не сказал мальчику, только сказал: "Подожди минутку", - а сам, не теряя времени, побежал к выходу... Ворота еще не  были закрыты,  еще сторож ходил где-то  в  самых дальних уголках сада и дозванивал там в свой колокольчик.
     Я  стал  у  ворот и  долго поджидал,  не  пройдет ли  мимо какой-нибудь лейтенант или хотя бы рядовой красноармеец.  Но,  как назло, ни один военный не показывался на улице. Вот было мелькнули на другой стороне улицы какие-то черные шинели,  я обрадовался,  подумал,  что это военные моряки,  перебежал улицу и увидел,  что это не моряки, а мальчишки-ремесленники. Прошел высокий железнодорожник  в  очень  красивой  шинели  с  зелеными  нашивками.   Но  и железнодорожник с  его замечательной шинелью мне тоже был в  эту минуту ни к чему. Я уже хотел несолоно хлебавши возвращаться в сад, как вдруг увидел - за углом,  на  трамвайной остановке -  защитную  командирскую фуражку  с  синим кавалерийским околышем. Кажется, еще никогда в жизни я так не радовался, как обрадовался в эту минуту.  Сломя голову я побежал к остановке.  И вдруг,  не успел добежать,  вижу -  к остановке подходит трамвай,  и командир,  молодой кавалерийский майор, вместе с остальной публикой собирается протискиваться в вагон. Запыхавшись, я подбежал к нему, схватил за руку и закричал:
     - Товарищ майор! Минуточку! Подождите! Товарищ майор!
     Он оглянулся, с удивлением на меня посмотрел и сказал:
     - В чем дело?
     - Видите ли,  в чем дело,  -  сказал я.  -  Тут, в саду, около каменной будки,  на часах стоит мальчик...  Он не может уйти, он дал честное слово... Он очень маленький... Он плачет...
     Командир захлопал глазами и посмотрел на меня с испугом.  Наверное,  он тоже подумал, что я болен и что у меня голова не в порядке.
     - При чем же тут я? - сказал он.
     Трамвай его ушел, и он смотрел на меня очень сердито. Но  когда я  немножко подробнее объяснил ему,  в  чем дело,  он не стал раздумывать, а сразу сказал:
     - Идемте, идемте. Конечно. Что же вы мне сразу не сказали?
     Когда мы  подошли к  саду,  сторож как  раз вешал на  воротах замок.  Я попросил его несколько минут подождать,  сказал,  что в  саду у меня остался мальчик, и мы с майором побежали в глубину сада. В  темноте мы  с  трудом отыскали белый домик.  Мальчик стоял на том же месте,  где я его оставил,  и опять -  но на этот раз очень тихо - плакал. Я окликнул его. Он обрадовался, даже вскрикнул от радости, а я сказал:
     - Ну, вот, я привел начальника.
     Увидев командира,  мальчик как-то весь выпрямился,  вытянулся и стал на несколько сантиметров выше.
     - Товарищ караульный, - сказал командир. - Какое вы носите звание?
     - Я - сержант, - сказал мальчик.
     - Товарищ сержант, приказываю оставить вверенный вам пост.
     Мальчик помолчал, посопел носом и сказал:
     - А у вас какое звание? Я не вижу, сколько у вас звездочек...
     - Я - майор, - сказал командир.
     И тогда мальчик приложил руку к широкому козырьку своей серенькой кепки и сказал:
     - Есть, товарищ майор. Приказано оставить пост.
     И  сказал это он  так звонко и  так ловко,  что мы  оба не  выдержали и расхохотались. И мальчик тоже весело и с облегчением засмеялся. Не успели мы втроем выйти из сада, как за нами хлопнули ворота и сторож несколько раз повернул в скважине ключ.
     Майор протянул мальчику руку.
     - Молодец,  товарищ сержант,  -  сказал он.  - Из тебя выйдет настоящий воин. До свидания.
     Мальчик что-то пробормотал и сказал: "До свиданья".
     А  майор  отдал  нам  обоим  честь и,  увидев,  что  опять подходит его трамвай, побежал к остановке.
     Я тоже попрощался с мальчиком и пожал ему руку.
     - Может быть, тебя проводить? - спросил я у него.
     - Нет, я близко живу. Я не боюсь, - сказал мальчик.
     Я  посмотрел на  его  маленький веснушчатый нос  и  подумал,  что  ему, действительно,  нечего бояться.  Мальчик,  у  которого такая сильная воля  и такое крепкое слово,  не  испугается темноты,  не  испугается хулиганов,  не испугается и более страшных вещей. А когда он вырастет...  Еще не известно,  кем он будет, когда вырастет, но кем бы он ни был, можно ручаться, что это будет настоящий человек.
     Я  подумал так,  и  мне стало очень приятно,  что я познакомился с этим мальчиком. И я еще раз крепко и с удовольствием пожал ему руку.

1941
///////////////////////////////////////////////////////////////////////////////////////////////////////////////////////////////////////////////////////////////////////////////////////////////////////////////////////////
Можно ли детский рассказ Л.Пантелеева "Честное слово" перенести например в николаевскую эпоху? Да запросто. В петровскую? Легко. Советский строй был сугубо антибуржуазен - в нём не было места потребительству, предприимчивости, да и вообще - товарно-денежным "добродетелям" России нынешней. Врагом сказочной страны в "Кибальчише" был именно Буржуин, а не "Белая Армия, Чёрный Барон". Потому что даже из Чёрного Барона при желании можно сделать Красного Графа и красиво показывать его в качестве "своего". А Буржуина можно только уничтожить.

Оффлайн john

  • Administrator
  • Hero
  • *****
  • Сообщений: 11751
  • Репутация: +26/-16
    • http://r9al.ru
    • E-mail
    • Личное сообщение (Оффлайн)
Воспитание детей
« Ответ #2 : Ноября 07, 2009, 01:07:39 »
[object width=\"425\" height=\"344\"][param name=\"movie\" value=\"http://www.youtube.com/v/tntA_4IoxbE&hl=ru&fs=1&\"][/param][param name=\"allowFullScreen\" value=\"true\"][/param][param name=\"allowscriptaccess\" value=\"always\"][/param][embed src=\"http://www.youtube.com/v/tntA_4IoxbE&hl=ru&fs=1&\" type=\"application/x-shockwave-flash\" allowscriptaccess=\"always\" allowfullscreen=\"true\" width=\"425\" height=\"344\"][/embed][/object]


PS. Под Красным Графом ты Колчака имеешь ввиду?
ЗЫ. Подумалось тут, а ведь действительно - в любую эпоху кроме нынешней...

Оффлайн Vladimir

  • Full
  • ****
  • Сообщений: 6838
  • Репутация: +1/-0
    • http://
    • Личное сообщение (Оффлайн)
Воспитание детей
« Ответ #3 : Ноября 07, 2009, 01:49:39 »
Цитата: john
PS. Под Красным Графом ты Колчака имеешь ввиду?
ЗЫ. Подумалось тут, а ведь действительно - в любую эпоху кроме нынешней...
Да, именно так.

Оффлайн john

  • Administrator
  • Hero
  • *****
  • Сообщений: 11751
  • Репутация: +26/-16
    • http://r9al.ru
    • E-mail
    • Личное сообщение (Оффлайн)
Воспитание детей
« Ответ #4 : Ноября 07, 2009, 01:57:10 »
Цитата: Vladimir
Да, именно так.


Я вот тут ссылку давал на аудиокнигу: http://www.msevm.ru/forums/index.php?showtopic=3032
там в 62 главе очень здорово о песнях нынешних и советских, эдакий сравнительный анализ с далекоидущими выводами.

Оффлайн Vladimir

  • Full
  • ****
  • Сообщений: 6838
  • Репутация: +1/-0
    • http://
    • Личное сообщение (Оффлайн)
Воспитание детей
« Ответ #5 : Ноября 07, 2009, 02:06:03 »
Цитата: john
Я вот тут ссылку давал на аудиокнигу:
Спасибо, Женя. Что-то я пропустил этот твой пост.
Интригующе...
 

Оффлайн john

  • Administrator
  • Hero
  • *****
  • Сообщений: 11751
  • Репутация: +26/-16
    • http://r9al.ru
    • E-mail
    • Личное сообщение (Оффлайн)
Воспитание детей
« Ответ #6 : Ноября 07, 2009, 02:36:38 »
Цитата: Vladimir
Спасибо, Женя. Что-то я пропустил этот твой пост.
Интригующе...
 

Собственно книга содержит целый ряд неточностей, в основном фактологического свойства, все-таки автор слишком молод для написания подобных книг, но некоторые моменты вполне неплохо (хотя это всего-лишь интерпретация). В частности, где идет сравнение песен советской эпохий с современными есть явная неточность, ну например когда песня Пугачевой "То ли еще будет" автор окрестил демократической, хотя это хит 70-х, шуточная песня, популярная в СССР, потом есть сравнение с никому неизвестной песней из мюзикла (там в принципе нельзя сравнивать). Ну и так далее. в общем много неточностей, подтасовок, но почитать (послушать) имеет смысл. Я бы назвал эту книгу - рефератом на заданную тему  Естественно (уже естественно для подобного), много моментов из КОБ.

Оффлайн varobko

  • User
  • *
  • Сообщений: 7
  • Репутация: +0/-0
    • Личное сообщение (Оффлайн)
Re: Воспитание детей
« Ответ #7 : Февраля 06, 2014, 23:28:58 »
Наши родители никаких книг не читали. Просто сейчас детям все доступно отчего они не знают чем себя занять вот и показывают свой характер


_________________
Офисная мебель для персонала
« Последнее редактирование: Февраля 07, 2014, 14:43:54 от john »

Оффлайн Новичёк

  • Administrator
  • Hero
  • *****
  • Сообщений: 15347
  • Репутация: +28/-108
    • Личное сообщение (Оффлайн)
Re: Воспитание детей
« Ответ #8 : Сентября 28, 2019, 21:55:30 »
Учёные доказали бесполезность попыток что-то приказать подросткам

С ними надо говорить как с равными




Исследователи обнаружили, что подростки с меньшей вероятностью будут выполнять просьбы матери, если они были высказаны в приказном тоне. Чтобы научно подтвердить этот бытовой вывод, учёные провели эксперимент с 1000 подростков.

В исследовании участвовали дети в возрасте от 14 до 15 лет. Их поделили на группы, каждой из которых давали прослушать идентичные сообщения. Для какой-то из групп эти сообщения звучали в приказном тоне, для другой — в нейтральном, а для третьей — в вежливом (или autonomy-supportive, то есть выражающем поддержку и утверждающем самостоятельность ребёнка).

Результат оказался ожидаемым: на приказные сообщения подростки реагировали негативно. Наилучший отклик вызывали вежливые просьбы.

Авторы исследования пришли к выводу, что выбор правильного тона для общения имеет решающее значение в разговорах.

Источник: Ferra.Ru

==================================================

Хочу заметить, что по моему убеждению, это относится не только к подросткам, но и вообще к детям, когда они находятся уже в осознанном возрасте. Именно так, - на равных мне приходится общаться с младшим внуком, которому 4,5 года. Конечно же, объясняя всё доступным для его понимания языком. А это довольно трудно, поскольку в таком возрасте ребёнок не отличает реальность от того, что он видит в телевизоре (мультики), компьютере или планшете (игры).  А так ему можно объяснить достаточно сложные вещи, например, как работают маглевы - поезда на магнитной подушке. Более того, он способен внятно и, самое главное, правильно объяснить это другим!

 

Последние сообщения на форуме: