Информационная поддержка:
http://www.oldradio.su,
http://www.oldradio.org.ua,
http://www.msevm.ru/forums,
Для писем:msevm@mail.ru
Периодичность этой рассылки 1-2 раза в месяц.
Рассылка "Вестник старого радио". Выпуск 8 (Апрель 2008)
Добрый день, уважаемые подписчики!
Новости OLDRADIO.SU
Галерея пополнилась еще одним авторским альбомом:
http://oldradio.su/main.php?g2_itemId=1974 и двумя тематическими
альбомами: "Калькуляторы" и "Фотоаппараты, фотовспышки и т.п.".
Навстречу дню Победы!
Скоро 9 Мая, День Победы Советского народа над фашистской Германией. Мы долго
думали, а как мы можем выразить то уважение, которое испытываем к нашим отцам,
дедам, прадедам, к тому поколению нашего народа, которое сражалось за Родину
на передовой и в тылу? И как это сделать без показухи и фальши?
Идея возникла довольно неожиданно. А почему бы не сделать цикл статей, о
военной аппаратуре, о людях, которые создавали эту аппаратуру, о тех, кто
воевал с этой аппаратурой? Предлагаем всем желающим принять посильное участие в
создании этого цикла, возможно у вас есть возможность дополнить статью,
опубликовать качественные снимки аппаратуры тех лет или просто опубликовать
воспоминания ветеранов, какие-то истории рассказанные участниками Великой
Отечественной Войны, старые фотографии. А может быть просто рассказать о самих
ветеранах и об их непростой судьбе. Специально для этого, на форуме "Любителей технической
старины", мы открываем новую тему:
Навстречу дню Победы!
И первая статья из цикла "Оружие Победы":
Радиостанция "А-7"
Радиостанция А-7 - переносная, приемно-передающая, телефонная, с механическим
полудуплексом. Предназначена для работы в радиосетях стрелковых полков и
артиллерийских дивизионов.
Главным конструктором Радиостанции А-7 был Георгий Трофимович Шитиков. Именно
его коллективу в 1938 г. было поручено разработать переносную УКВ радиостанцию.
Итогом почти трехлетней работы стала новая станция А-4, которая прошла
испытания в конце 1940 г. Результаты по тем временам оказались уникальными, при
мощности передатчика 1 Вт дальность устойчивой связи составляла 8 км. Именно на
базе радиостанции А-4, осенью 1941 г. началась разработка радиостанции А-7, а
уже в 1942 году удалось наладить серийное производство, а в 1943 довести
производство до 1000 комплектов в месяц!
Постоянный адрес статьи:
/oldradio/a7/
Тема форума:
http://www.msevm.ru/forums/index.php?showtopic=1060
К сожалению, у меня не нашлось качественных фотографий станции для размещения
в фотогалерее. Те фотографии, что использованы в статье - частично
предоставлены Валерием Громовым, а частично - то немногое что удалось найти в
сети. Убедительная просьба ко всем, если у вас есть хорошие фото этой станции,
пришлите на e-mail:msevm@mail.ru для
размещения в фотогалерее, или создайте альбом галереи самостоятельно.
Листая старые страницы...
Летопись отечественного радиовещания
Академик Александр Львович Минц
(часть 2)
Студии на московских радиостанциях, откуда велись первые радиоконцерты,
находились в маленьких, неприспособленных комнатах. Естественно, что нельзя
было и мечтать о размещении в них хора или оркестра. А у нас было большое
желание наладить музыкальные передачи. Нужно ли говорить, как мы обрадовались
помощи Московского городского Совета профессиональных союзов, который
предоставил нам в здании Колонного зала Дома Союзов просторное помещение для
студии.
Денег на организацию концертов у нас было очень мало, поэтому мы решили
привлечь в качестве артистов талантливых студентов консерватории. Некоторые из
выступавших в нашей студии впоследствии стали солистами Большого театра. Так,
после дебюта в студийной передаче оперы "Кармен" студентка последнего курса
консерватории Наталия Штанге была принята без конкурса в труппу Большого театра.
Выступали у нас, еще юные в ту пору, скрипачка Галина Баринова и арфистка Вера
Дулова.
Но и новая студия вскоре перестала нас устраивать. Ее акустика оказалась
неудовлетворительной. Мы рвались в Большой театр, хотели наладить передачу
спектаклей Малого, Художественного театров, выйти на площади Москвы и создавать
хроникальные передачи. Все это требовало больших усилий и знаний, изучения
условий передачи. А мы были тогда еще малограмотными в вопросах акустики.
...Больше всего трудностей возникло при организации передач из Большого театра,
зал которого очень велик. Мы обратились к дирекции театра с просьбой указать, в
какой точке следует поставить микрофон. Нам ответили что, по-видимому, самое
лучшее место - бывшая царская ложа, которая находится как раз напротив сцены.
Мы поставили микрофон в этой ложе и, о ужас! У нас создалось впечатление, что
простужен весь зал. Нескончаемый кашель заглушал музыку и пение. Объяснялось
это тем, что между сценой и нашей ложей находился весь партер, то есть свыше
тысячи человек. И если хотя бы один из них кашлял, это было слышно. Передача
была ужасная.
Однажды в дирекции нам сказали: "У нас есть одна магическая точка, но туда
очень трудно забраться. Она находится в центре люстры. Если вы сумеете
установить там микрофон, все будет в полном порядке". В ту пору все мы были
моложе, занимались спортом, и спуститься на люльке внутрь люстры было не так уж
трудно. На мою долю и выпала эта миссия.
Поставили микрофон в люстре. Свет в зале погас. Началась передача, и снова
неудача: звук был "плывущий". Сегодня мы бы сказали, что реверберация зала была
велика, то есть звук продолжался дольше, чем он длился при пении.
После некоторых раздумий было принято решение продвинуться ближе к сцене.
Микрофон установили в одной из левых боковых лож над оркестровой ямой. Не желая
больше рисковать, мы отказались от попыток передавать оперы, и поэтому
ограничились передачей балетной музыки, в данном случае "Лебединого озера".
Наши поиски увенчались успехом: передача оказалась удачной.
Я был очень рад, когда получил письмо от родного брата П.И.Чайковского. Он
писал, что счастлив, что музыка его гениального брата сейчас, благодаря радио,
может быть донесена до отдаленных городов и сел, доставляя наслаждение широкому
кругу слушателей: лично он на простейший детекторный приемник принимал у себя в
Клину музыку "Лебединого озера".
Вскоре мы решили, что нужно попытаться вести передачу не через один, а
несколько микрофонов одновременно, регулируя соответствующим образом
интенсивность звука. Три микрофона поставили на рампе сцены и три - в
оркестровой яме: один - около группы арф, второй - у первых скрипок и
третий - возле деревянных духовых инструментов. В составе нашей группы был
М.Ю.Юрьев, который не только окончил электротехнический институт, но и
консерваторию по классу виолончели. Мы снабдили его клавиром и посадили в
боковую ложу. Он регулировал силу звука, идущего из различных точек.
Такая проба оказалась чрезвычайно удачной. Кстати сказать, она была проведена
нами в день прощального бенефиса великого русского певца Леонида Витальевича
Собинова. Он пел партию Лоэнгрима в одноименной опере Вагнера. Среди
радиослушателей было много зарубежных любителей. Помню, я получил письмо от
генерального капельмейстера кельнской оперы, который просил нас рассказать,
каким способом мы добились такого чудесного звучания и, на редкостъ,
правильного соотношения между музыкой оркестра и пением артистов.
В 1926 году встал вопрос об организации новой радиопрограммы. Нам хотелось
передать по радио бой курантов Спасской башни Кремля. Попытались договориться с
комендатурой, чтобы в пространстве между колоколами на Спасской башне подвесить
микрофон. Однако нам категорически запретили делать там какие бы то ни было
проводки и ставить микрофон. Как же быть? Дело в том, что мы уже успели
заинтриговать публику тем, что в перерывах между передачами несколько раз
объявили: "Слушайте сегодня в двенадцать часов ночи новую передачу". Но что это
будет за передаче - не сказали.
Тогда мы сделали следующее. Поставили микрофон в слуховом оконце на чердаке
одного из зданий Наркомата обороны, которое ближе всего располагалось к храму
Василия Блаженного и Спасской башне. Я вместе со своими сотрудниками находился
в одной из комнат на первом этаже этого здания. Отсюда сигналы, после усиления,
поступали по проводам на Никольскую улицу в дом # 3, где размещался Центральный
узел акционерного общества "Радиопередача", занимавшегося в ту пору вопросами
организации передач.
Заняв пост на контроле, я начал слушать примерно с десяти часов вечера. В
контрольном телефоне послышались звуки вечеркой Красной площади. Тогда по ней
еще ходил трамвай, мчались извозчики, которые в ту пору были основным видом
"легкового транспорта". Я слышал звон цепей, которые связывали моторный вагон
с прицепом, цокот копыт лошадей. Слышны были шаги людей по площади, их голоса.
Разобрать слова было невозможно - чувствовалась лишь общая тональность. И вдруг,
после одиночных ударов, раздался мелодичный звон колоколов, исполнявших
"Интернационал". Так родилась не только трансляция боя Московских курантов, но
и неповторимая передача с Красной площади.
Были и печальные передачи. Я хорошо запомнил одну из них. Мы транслировали с
Красной площади церемонию похорон Михаила Васильевича Фрунзе. Радисты с
аппаратурой разместились в коридорах первого, временного здания Мавзолея
Владимира Ильича Ленина и провели там большую часть ночи. На утро состоялись
похороны. В тот день впервые был организован радиомитинг с многомиллионной
аудиторией. Вся страна, как бы слилась вместе с Москвой и переживала горе всего
народа...
Радиостанция ВЦСПС
На долю нашего коллектива выпало большое счастье - нам поручили строительство
самой крупной в мире радиовещательной станции ВЦСПС.
Вначале предполагалось, что эту станцию будет строить германская фирма
"Телефункен", Это было в самом конце 1927 года. Фирма "Телефункен" провела
предварительные переговоры и дала согласие на строительство радиостанции,
однако мощностью не свыше пятидесяти киловатт. За ее строительство немцы хотели
получить несколько миллионов золотых марок и срок сооружения назначали не менее
двух с половиной - трех лет.
Этому решительно воспротивился Серго Орджоникидзе, который утверждал, что в
Советском Союзе найдутся свои люди, способные построить не худшую радиостанцию.
Как раз в то время по решению Центрального Комитета партии всю группу,
работавшую раньше на Сокольнической радиостанции, должны были перевести из
Москвы в Ленинград с тем, чтобы создать первую в стране специализированную
организацию по радиостроению - Бюро мощного радиостроения Треста заводов
слабого тока.
Предложение Орджоникидзе очень горячо поддержал С.М.Киров, который тоже сказал,
что не может быть, чтобы в Ленинграде не могли сделать того, что немцы в
Берлине. Это были справедливые слова. Благодаря поддержке Орджоникидзе и Кирова
строительство радиостанции и было поручено нам.
Кто же участвовал в этой работе? В первую очередь мне хотелось бы назвать
своего заместителя Порфирия Порфирьевича Иванова, инженеров Виталий Дмитриевиче
Селивохина, Михаила Ивановича Шавыкина, Николая Ивановича Оганова, Михаила
Ивановича Басалаева и Александра Владимировича Перфановича.
Эта группа выехала в Ленинград, и 2 февраля 1928 года приступила к делу.
Работали мы не только много, но и совершенно по-иному, чем это было принято в
Тресте заводов слабого тока. Мы считали, что при большом количестве сотрудников
потребуется много времени на различные обсуждения и согласования, а семь
человек вполне смогут справиться с разработкой технического проекта, и сделают
это быстрее. Очень скоро мы это доказали на деле. За два с половиной месяца
была проделана работа, на которую обычно уходило полтора - два года.
Вскоре наше бюро преобразовали в Отраслевую радиолабораторию передающих
устройств, которая примерно до 1935 года осуществляла проектирование,
конструирование, разработку и строительство всех мощных радиостанций Советского
Союза.
После завершения проекта радиостанции все разработчики вместо того, чтобы
перепоручать работу по ее монтажу и строительству специалистам-монтажникам,
выехали на строительство в качестве прорабов.
За день до отъезда а Москву у нас был прощальный ужин. Каждому из отъезжающих я
подарил по небольшому зеркальцу, на обороте которого была надпись: "Если в
трудную минуту ты спросишь, какой дурак спроектировал то, что мне приходится
делать, переверни зеркальце и посмотри в него".
Радиостанцию ВЦСПС мы построили мощностью не в 50 киловатт, как предлагала
германская фирма, а в 100, и вместо двух с половиной - трех лет закончили ее
через семнадцать с половиной месяцев. Построена она была по оригинальной схеме,
разработанной нами же. Впервые в ней применялась так называемая кварцевая
стабилизация частоты.
Эта станция позволила получить настолько высокое качество звучания и
воспроизведения, что вызвала восторги не только слушателей Советского Союза, но
и всей Европы, которые откликнулись на ее передачи многочисленными письмами.
Это было начало новой эпохи в радиостроительстве. Советский Союз быстро занял
первое место в мире, как по суммарной мощности всех радиостанций, так и по
мощности крупнейшей из них.
Вслед за радиостанцией ВЦСПС было сооружено еще четыре - каждая по 100 киловатт.
Нужно заметить, что в то время крупнейшие радиовещательные станции Соединенных
Штатов Америки имели мощность всего 50 киловатт. И только в 1934 году американцы
построили первую 500-киловаттную станцию в Цинцинати, в то время как мы
закончили такую же к 1 мая 1933 года и назвали ее именем Коминтерна.
(Продолжение следует)
Использованы материалы из журнала Радио, 1974, №7.
Предыдущий выпуск |
Следующий выпуск
|