Информационный портал MSEVM



Главная > Архив рассылки > Выпуск 27


Информационная поддержка: http://www.oldradio.su, http://www.oldradio.org.ua, http://www.msevm.ru/forums,

Для писем:msevm@mail.ru
Периодичность этой рассылки 1-2 раза в месяц.



Рассылка "Вестник старого радио". Выпуск 27 (Май 2009) ( /oldradio/subsc/027.htm)




Добрый день!



Двухламповый батарейный приемник "Тула"

     Радиоприемник "Тула" является самым простым ламповым приемником из выпускавшихся отечественной промышленностью. Он собран по схеме прямого усиления (0-V-1) и предназначен для приема местных радиостанций, работающих в диапазонах средних и длинных волн.

Конструкция

Основным узлом конструкции является громкоговоритель, размерами которого определяются конфигурация и величина ящика. Громкоговоритель приемника "Тула" имеет диффузор в полтора раза больший, чем громкоговорители, обычно применяемые в дешевых приемниках. Это увеличивает его КПД и выравнивает частотную характеристику за счет более эффективного воспроизведения средних и низких частот звукового спектра.

Передняя панель приемника одновременно является диффузородержателем и основанием для крепления магнитной системы. В нижней части ящика расположена панель, на которой размещены ламповые панельки, выходной трансформатор, катушки контура, конденсаторы и сопротивления.

Приемник имел два варианта внешнего оформления.

Оригинальной частью приемника является система регулировок, которая объединена в одной рукоятке, выведенной на переднюю панель. Рукоятка управления при подъеме ее вверх включает батареи питания и заставляет срабатывать механизм сигнализации включения питания, регулирует громкость и обратную связь. Движением той же рукоятки по горизонтали осуществляются плавная настройка на станции и переключение диапазонов.

Подробнее...



Журнал QST

На сайте RadioNic.ru доступны для скачивания сканы американских журналов QST за 1915-1953 годы, в формате DjVu. Постепенно архив будет пополняться.



Листая старые страницы...

"История радиотехники и радиовещания"

100 лет магнитофону: Великое изобретение датчанина Вальдемара Паульсена.


"Пошью костюм с отливом, куплю шляпу, возьму магнитофон и в Ялту".
(Реплика Савелия Краморова из к-фа "Джентельмены удачи").



     Граммпластинка - хороший хранитель звуковой информации. Если бы в свое время были сделаны записи певцов Энрико Карузо или Федора Шаляпина на современных пластинках, то сейчас мы могли иметь возможность услышать неповторимые голоса певцов во всем их блеске. Механический способ записи и воспроизведения звука хорош только в стационарных условиях. Этот способ получения звука позволяет даже воспроизвести беседы, которые вели великие художники при рисовании картин. Дело в том, что когда художник наносит на холст краску и одновременно произносит какие-либо слова, то на краске остаются следы от звуковых волн. При увеличении на мазках можно увидеть поперечные волнообразные неровности. Это и есть застывшие звуковые волны. В опытах по воспроизведению реальных звуков прошлого, ученые использовали звуковоспроизводящую аппаратуру с пьезоэлектрическим датчиком. В качестве, которого использовался обычный адаптер (звукосниматель). Результаты опытов подтвердили принципиальную возможность воспроизведения таких звуков. Невзирая на высокое качество звуковых фонограмм, механическая запись не смогла составить конкуренцию другим способам, в частности, магнитным, в радиовещании, репортерском деле, прослушивании фонограмм в движущемся транспорте и другом.

Появление магнитной записи звука тесно связано с возникновением фонографа и зарождением радиоэлектроники. Через 11 лет, после появления фонографа, 8 сентября 1888г. в американском техническом журнале "The Electrical World"" появилась статья инженера Оберлина Смита, которая была посвящена усовершенствованию конструкции фонографа Т.А. Эдисона. Статья могла пройти незамеченной, если бы в ней не были предложены прогрессивные идеи касающиеся записи звука.

Оберлин Смит изложил новый принцип записи звука - магнитный. В качестве носителя он предложил хлопчатобумажную нить пронизанную стальными опилками. Стальные опилки по мысли автора должны были намагнититься вблизи проводов микрофонной цепи. При этом отдельные частички должны были "магнитно" запечатлеть определенную фазу электрического волнообразного процесса. Автор сомневался в использовании сплошной стальной ленты, думая, что "едва ли она разделится на отдельные магниты". Смит не указал способа воспроизведения магнитной фонограммы и не создал никакой действующей конструкции аппарата для магнитной записи звука. Он лишь ограничился статьей и не предпринял никаких попыток по практической реализации своих идей. Благодаря только одной этой статье О. Смит остался в истории науки и техники, и когда заходит разговор о появлении магнитофона обязательно о нем вспоминают.

Прошло, еще десять лет прежде, чем идеей магнитной записи звука заинтересовался, теперь уже в Дании, 29-летний лаборант технического сектора телефонной станции г. Копенгаген Вальдемар Паульсен (Valdemar Poulsen, 23.11.1869-23.06.1942). В отличие от О. Смита он не ограничился высказыванием идей, а предпринял попытку их реализовать и разработал конструкцию аппарата для магнитной записи звука. 1 декабря 1898 г. он запатентовал свое изобретение. Аппарат В. Паульсена получил название "телеграфон". Заметим, что датский изобретатель вошел в историю техники не только благодаря телеграфону, но и другими изобретениями в области радиотехники, в частности, генератору незатухающих колебаний для радиосвязи, который был запатентован в 1902 г.

Телеграфон представлял не что иное, как электромагнитный фонограф. Конструкция телеграфона действительно в некоторой мере напоминала популярный в то время звуковоспроизводящий аппарат. Такой же вращающийся цилиндр, но без слоя воска, вместо него была навита тонкая стальная струна диаметром 0,5 мм, в первых моделях использовалась обычная струна от фортепьяно. На эту струну и делалась запись звука. Цилиндр вращался с помощью часового механизма. Записывающая головка (электромагнит) двигалась вдоль витков со скоростью 2,1 м/с. Для 40 минут записи звука необходимо было 6000 м проволоки. Телеграфон воспроизводил записи с полосой частот 150:2500 Гц. Запись стиралась обычным сильным постоянным магнитом. Для этого необходимо было только провести им по проволке. Русские туристы побывавшие в Австрии рассказывают, что в настоящее время в Венском музее искусства и ремесел имеется действующий телеграфон и посетители могут послушать информацию записанную на стальной проволоке.

На Всемирной выставке в Париже 1900 г. В. Паульсен за конструкцию телеграфона получил Гран-При. В течении нескольких лет изобретатель получил патенты на свое изобретение, кроме Дании, еще в 12 странах, в том числе России и США. В 1901 г. В. Паульсен создал новый аппарат, который по конструкции значительно отличался от предшественника и уже имел основные черты современных магнитофонов. Для записи использовалась стальная лента шириной 3 мм и толщиной 0,05 мм. Лента сматывалась с одной бобины и наматывалась на другую, проходя мимо записывающей и воспроизводящей головок. Запись прослушивалась на телефонные трубки.

Окрыленный успехом В. Паульсен решил приступить к производству магнитофонов. В 1903 г. при финансовой поддержке американских бизнесменов возникла Американская телеграфонная компания (American Telegraphone Company), которая начала производство диктофонов. В начале продажа продукции шла неплохо и пользовалась успехом. Развернувшаяся конкурентная борьба между первыми магнитофонами и граммофонами не принесла первым победы, она к ним пришла только во второй половине 20 века. А, в тот период, невзирая на все усилия В. Паульсена, созданные им несколько фирм обанкротились и прекратили свое существование. Производство магнитофонов было заторможено на много лет. Покупатели отдавали предпочтение граммофонам, так они давали более громкий звук. Усилить слабый электрический сигнал воспроизводимый телефонным наушником было нечем, еще не была изобретена усилительная лампа - триод Ли де Форестом. Наступивший магнитофонный кризис, продлился до начала 20-х годов. Оживление рынка магнитофонов началось с появлением первых ламповых усилителей. Дальнейший прогресс в этой области растянулся на многие десятилетия и пошел в направлении создания: новых магнитных лент; воспроизводящих, записывающих и стирающих головок; лентопротяжных механизмов и др.

Несмотря на несовершенство тогдашних магнитофонов, от них не отказывались. На Международном конгрессе проходившем в Копенгагене в 1916 г. доклады записывались на магнитофон, в котором в качестве носителя информации использовался стальной провод. Для записи докладов, составивших в сумме 14 часов, понадобилось 2500 км провода весом 100 кг. Некоторое время в радиовещании применялась записывающая аппаратура с использованием ленты из нержавеющей стали. Хотя стальная лента и проволока имели некоторое преимущество по сравнению с другими носителями звука, но со временем они вышли из употребления и сегодня практически не используются. Поиски оптимального носителя звуков продолжались много лет. Были опробованы биметаллические звуконосители. В них на немагнитную основу (латунь, бронза) гальваническим способом наносился ферромагнитный слой. Эти ленты также со временем вышли из употребления, так как не обладали хорошими магнитными свойствами.

Магнитные фонограммы, еще не могли конкурировать с граммпластинками. Магнитофоны были тяжелыми, при воспроизведении давали очень слабый звук, который можно было услышать только на телефонные наушники. Так, магнитофон фирмы Г. Маркони весил несколько сотен килограмм, а стальная лента в нем наматывалась на бобины диаметром 0,5 м и при обрыве соединялась электросваркой. В немецком учебнике по электротехнике того времени отмечалось: "Этот интересный аппарат не может считаться введенным в практический обиход, но его точное и удивительное чистое воспроизведение звуков позволяет рассчитывать, что телеграфон не останется простым курьезом:"

Новый интерес к магнитофону начался возрастать только с появлением мощных усилителей на электронных лампах. Уже в 20-х годах американский флот применял магнитофон для ускорения передачи и приема радиотелеграфных сообщений. Несколько позже магнитофоны начали изготавливать в Германии и Англии. Для записи по-прежнему использовалась стальная лента, которой пользовался еще В. Паульсен. Никто пока не осмеливался отказаться от этого типа звуконосителя.

Значительный толчок могла получить магнитная запись после появления в 1925 г. советского патента инженера И.И. Крейчмана на гибкую ленту сделанную из пластмассы и покрытую магнитным порошком. Но, к сожалению, это изобретение прошло незамеченным. Важный шаг вперед сделал немецкий исследователь доктор Пфлеумер благодаря изучению патента В. Паульсена. В этом патенте он нашел указание на то, что запись можно вести не только на провод и ленты, но и на диски покрытые намагниченным порошком. Пфлеумер провел исследования по поиску приемлемых магнитных носителей звука. В начале он сделал попытку заменить стальную ленту бумажной, которая была покрыта магнитным материалом и получил обнадеживающий результат. После он перешел на более удобные, пластмассовые ленты. Начиная с 1932 г. этот тип лент быстро совершенствовался. И уже в 1935 г. в Германии на радиовыставке была продемонстрирована совместная разработка фирм "АЕК" и "ИГ Фарбенииндустри" промышленных образцов магнитных пластмассовых лент. Лента произвела сенсацию, так как стоила в 5 раз меньше металлической и обладая хорошими свойствами, такими как, отличные магнитные свойства, простота склеивания, удобный монтаж записи, незначительный вес и дешевизна,. Началось постепенное вытеснение металлических звуконосителей пластмассовыми. Наметившиеся успехи в магнитной записи звука особый интерес вызвали у военной разведки. И не удивительно, что может быть лучше магнитофона для фиксации радиоперехвата и подслушивания телефонных разговоров.

Преимущества пластмассовых лент позволили им дожить до сего дня. В настоящее время опять вспомнили о бумажной магнитной ленте, находившейся в долгом забвении. Во Франции разработали диктофон, в котором используется бумажная лента с магнитным покрытием. На ленту шириной 12 см и длиной 30 м намотанную на бобину можно записать несколько сотен страниц текста. Преимущества такого звукоснимателя заключаются в том, что на ленте можно делать письменные пометки, разрезать ее на страницы и производить хранение в обычных папках.

Магнитофоном, назвала аппарат для магнитной записи звука, который выпустила фирма "AЕG" в 1935 г. В конструкции использовалось ряд новшеств: ферромагнитная лента, кольцеобразные головки и применялось высокочастотное подмагничивание и стирание. Это название оказалось настолько удачным, что употребляется в нашей лексике до сих пор. До этого в разных странах аппарат для магнитной записи звука называли своему. На его родине, Дании, а также США - телеграфоном, Германии - диалиграф, текстофон и сталь-тон-машина. В простонародии магнитофон называют просто "маг".

В Германии, успешно занимались не только созданием новых магнитофонных лент, но и головок. Немецкий инженер Е. Шюллер в 1938 г. разработал и внедрил в производство новый тип функциональных кольцеобразных головок. В появившихся магнитофонах, с новыми кольцеобразными головками, для выполнения каждого этапа создания магнитной фонограммы использовалась специально разработанная головка (записывающая, воспроизводящая и стирающая).

В то время, как в Европе интерес к разработкам в области магнитной записи звука все возрастал, в Новом Свете, в частности, США, конструированием магнитофонов почти не занимались вплоть до 1937 г. Крупные фирмы производившие радиоэлектронную продукцию словно сговорились, не обращать внимание на перспективную область электроники. Только в исследовательской лаборатории отца современного телефона А. Белла уделяли этой проблеме немного внимания. Ситуация стала резко изменяться, после того как в 1940 г. в чикагской бесприбыльной исследовательской организации "Armor Resserch Fundeshen" молодой инженер Кармас разработал новые покрытия для магнитофонных пленок. Это дало возможность понизить скорость движения пленок в магнитофоне с 76 см/с до 19 и 9,6 см/с. Первые ленточные магнитофоны появились в России в 1942 г. Это был магнитофон типа "СМ-45", работавший на ферромагнитной ленте. После войны начали производится модели серии "МЭЗ" для радиовещания и студийные "РМС-16". В 1949 г. в Киеве был выпущен первый отечественный массовый бытовой магнитофон "Днепр".

(Продолжение следует)

Профессор Пестриков В.М. (Санкт-Петербург), Радиохобби (http://radiohobby.da.ru). - 1998. - #6. - С.2-3. Материал дополнен автором в 2000 году.



PS: В следующем выпуске рассылки - описание первого бытового магнитофона "Днепр", упомянутого в статье профессора В.М. Пестрикова.

* * *

Предыдущий выпуск | Следующий выпуск




e-mail рассылки
Радиолюбитель
Подписаться письмом

















Яндекс цитирования Rambler's Top100